Вы здесь

 

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

 

ДАМСКАЯ ШЛЯПА

     История современного головного убора началась почти 100 лет назад.
     Были времена фантастической роскоши дамских головных уборов, когда великолепная шляпа позднего модерна представляла собой сложное сооружение из шёлка, прозрачного газа, кружев, лент и драгоценного шитья.  Диаметр самых больших шляп той эпохи достигал полутора метров. При этом дамы в этих головных уборах выглядели легко и воздушно.

                                                                    

               В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью образа, она свидетельствовала о принадлежности к дворянскому сословью и о том, что девушка или дама имеет соответствующее образование и знает правила светского этикета.

                                      

     На смену им пришли шляпки лаконичных форм со скромным декором.

Со временем эти модели «обрастали» защипами, складками, а поля увеличивались. В элементах декора появляется мех и  бижутерия -  броши, пуговицы, пряжки в виде геометрических фигур, зигзагов молний, скрещивающихся линий и т.д.

Наиболее типичные модели обрели свои названия:

- шутэ (женский цилиндр, предназначенный прежде всего для верховой езды)
- токи – «таблетки»
- боярки
- кепи-восьмиклинки
- чалмы
- на западе – ковбойские шляпы
- береты, кубанки, папахи
- канотье
- тюрбаны (головные уборы восточного происхождения XVIII века, их надевали на балы, в театры и званые вечера)
- дамские шляпы мужского стиля.

              

                                                                       

     «Мода на шляпки более всего капризна и непостоянна; ничего не меняется так быстро, как фасон шляп. Один фасон следует за другим и прежний фасон, так недавно восхищавший нас, остается забытым,  а на первый план выдвигается всё новое и новое, иногда, правда, и не совсем удачное, но привлекающее и чарующее своей новизной и неожиданностью».

«Журнал для хозяек», рубеж XIX – XX веков

   Сменяя друг друга, появляются:   

- конфедератки
- шляпы типа «ток» и «рондо»                      
- сомбреро и эспаньёрки  (пилотки)
- цилиндры и полуцилиндры
- капоры для детей
- чепчики для пожилых дам.

  

     За время революции 1917 года шляпа была исключена из женского гардероба, а её место заняла кумачёвая косынка.

              

 

Только после 1924 года, с приходом НЭПа, шляпы вернулись в моду.

                                         

    

      Особенно популярной в 1920-е годы стала шляпа-клош. Название произошло от французского слова cloche — колокольчик.          Создательницей шляпки-клош была французская модистка и дизайнер одежды Каролин Ребо (1837—1927).

 

 

     В конце 40-х годов в России открывалось много шляпных ателье.

                  

    

 

 

 

 

«Среди женщин шляпа на голове – признак хорошего заработка. Менее обеспеченные носят шали или платочки, завязанные узлом за головой», – писали модные журналы.

              

 

     Отличительной и очень важной чертой, с точки зрения дальнейшего развития шляпной моды в России, является высокая, в основном, округлая тулья. Таким образом, шляпка не только украшает даму, но и согревает, что немаловажно для холодного российского климата.  И уже не диковинка – увидеть зимой даму в шляпке.

 

МУЖСКАЯ ШЛЯПА

     Раньше о социальном положении мужчины судили, в том числе, по его шляпе.
     Мужские шляпы на Руси появились в 1630-е годы. Их закупали для царского двора и офицеров регулярных полков.
     В 1703 году царь Петр I издал Указ «О делании шляп из бобрового пуха и из заячьего».

      В России в XVIII веке были популярны шляпы «грешневики» (гречники, черепники), формой напоминавшие цилиндры. Их валяли из овечьей шерсти, как и валенки, а формовали на горшках, в которых варили гречневую кашу, откуда и появилось название этого головного убора.

Известны также такие головные уборы того времени, как «валёнка» или ермолка (фетровая шляпа) и «малахай» (прообраз шапки-ушанки).

                                   

                           Грешневик                                                                     Валёнка

     В это же время в Европе появился цилиндр из шёлкового плюша. Его прообразом была круглая шляпа XV века с высокой тульей.  В начале XIX века цилиндр был исключительно аристократической принадлежностью, воспринимавшийся как символ респектабельности.

    

                                                                                                                   Боливар

     Было несколько разновидностей цилиндра:

«Шапокляк»  -  складной цилиндр.
«Боливар» - цилиндр с широкими полями (1800 г.)
«Ловлас» или «ловелас» (a’la Lovelas) – мужская шляпа с весьма низкой тульей и широкими полями.

         В 1860-х годах был изобретен знаменитый котелок - элемент мужской моды Викторианской эпохи, изначально предназначенный для носки лакеями и клерками, но затем стремительно вознёсшийся до самых верхних слоев общества.

                                                   

     До 60-х годов XIX века в мужском костюме были популярны восточные мотивы. В домашней обстановке, принимая близких друзей, светские молодые люди нередко носили феску – небольшую, чуть сужающуюся кверху, шляпу без полей, обычно украшенную кистью из золотых нитей.

       

     В 1885г. появились студенческие фуражки. Чиновники низших рангов носили их даже зимой.
«Их фуражки с кокардой в зимнее время были на вате и даже с ушами», - писал современник.
Разновидность фуражки - картуз. Картуз носили чиновники в отставке, деревенские помещики и их управляющие.

                     

     На американском континенте в это время были популярны ковбойские шляпы.

                                         

          В начале  XX века шляпа ещё была неотъемлемым атрибутом мужского гардероба. Существовали особые ритуалы ношения головного убора.

  «При поклоне на улице мужчина приподнимает шляпу над головой, протягивает плавным движением руку по направлению той особы, к которой обращается с поклоном».

   «Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как следует вести себя в разных  случаях домашней и общественной жизни», 1911

         

 

         В 40-х годах признаком благополучия и избранности считались костюм-тройка и мягкая фетровая шляпа.

 

 

 

 

 

 

 Развитию российской моды на шляпы способствовал Никита Хрущев. Шляпа была «визитной карточкой» для Берии и Молотова.

  

      На юге России есть народности, у которых мужчинам принято носить шляпы, а женщинам – платки.

     Мода на мужскую шляпу консервативна. Многие модели популярны не один десяток лет. То спрос на мужские шляпы падает, то они опять востребованы. Но абсолютно точно скажем: «Вы можете их не любить, не носить, но обязательно в гардеробе одну иметь, чтобы в нужное время и в нужном месте …..» Надеемся, что Вы с нами согласитесь.

НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД

     С началом перестройки в России молниеносно, с точки зрения исторического периода, произошли грандиозные изменения в процессе производства шляп:

1) прекратили существования научно-производственные объединения, которые разрабатывали и производили оборудование для фетрового производства.
2) закрылись учебные заведения, готовившие кадры для предприятий и ателье индивидуального пошива головных уборов.
3) закрылись или были перепрофилированы фабрики, производившие «основу» шляпного производства – колпаки и капелины:

   - Воскресенская фетровая фабрика – производство полуфабрикатов из пуха животных
   - Щелковская фетровая фабрика – производство полуфабрикатов из шерсти овцы.

4) канули в лету крупные производства головных уборов – фабрики «Восход», «Ладога» и др.,  за ними последовали ателье индивидуального пошива.

     Время и условия диктовали новые «правила игры». Появившийся вакуум предложений дамской шляпки был быстро заполнен. Новые частные производственные образования, ориентированные на поточное производство, в основном, дамских шляп, решили вопрос. Гибкие и мобильные, они могли за очень короткий период времени разрабатывать и производить шляпки, молниеносно реагировать на появляющиеся новые тенденции в моде.

     С мужской шляпой сложнее. Качественная мужская  шляпа производится с помощью прессов зарубежного производства. Для небольших производств пресс – дорогая машина. Поэтому доля высококачественных мужских шляп зарубежного производства на российском рынке значительно выше, чем дамских.

     К слову сказать, в современной шляпе, шляпке, производимой в России,  99% импортных материалов. Российский – только труд и, может быть, нитки.